Римские баниСледующим было собственно помещение для мытья, в нем стояли медные тазы, наполненные водой различной температуры. В этом же зале имелись мочалки, скребки и даже мыло. Да, уже в то давнее время люди изобрели это ценное моющее средство. Оно было полужидким и являлось предметом роскоши. Впрочем, древние римские аристократы могли себе позволить и не такое расточительство. Достаточно сказать, что когда беднота для очищения тела пользовалась деревянными скребками, патриции для той же цели применяли скребки из слоновой кости или из зубов гиппопотама, с которыми хорошо знакомы стоматологии киева :). Вымывшись, римляне могли выбрать, куда идти дальше: в зал, где нагнетался сухой пар, или в тот, где пар был влажным. В первый по трубам подавался горячий и сухой воздух, и любящие жару с удовольствием впитывали зной всем своим телом. Парное помещение было устроено по-другому. Туда по специальным трубам подавали горячий и влажный пар, а расположены эти трубы были под полом. Источником пара служили небольшие отверстия, сделанные в полу. Естественно, пол имел довольно высокую температуру — примерно 50—60 "С. Как же босые ноги могли выдержать такой раскаленный пол, ведь это было все равно что ходить по горячей сковородке? Спешим успокоить, уважаемый читатель: римляне не ходили по полу босиком. Для этой цели существовали специальные сандалии с деревянной подошвой, наши сегодняшние сабо. Такие сандалии римлянин мог получить при входе в термы. Чтобы отапливать этот пол, причем не в одном, а в нескольких парных помещениях, а также нагревать помещения сухого жара, в специальном месте находилась огромная печь, от которой расходилась система труб. Обязательно имелось немало помещений, в которых римляне принимали холодные процедуры. В них же стояли скамейки для массажа. Следует заметить, что в массаже древние римляне знали толк и были заядлыми любителями и искушенными ценителями этого действия. Существовало великое множество рецептов различных мазей, притираний, кремов и масел для массажа, и каждый известный врачеватель и фармацевт считал своим долгом внести в эту науку что-либо свое, еще не испробованное ранее. Одним из них был известный в древности знаменитый врач Гален. В его сочинениях, дошедших до наших дней, можно найти упоминание о различных видах мыла, известных в то время. После себя Гален оставил более 500 трактатов по медицине. К сожалению, многие из них утрачены во время большого пожара в храме Мира.По поводу бани Гален утверждал, что тело нужно увлажнять и согревать, а это превосходно проделывает горячий пар. Банные процедуры, по его мнению, разгоняют кровь, повышает тонус. Эти воззрения сохраняли свою силу более тринадцати веков. Нам интересны рецепты Галена, в частности, тот из них, который был назван кольдкремом, — из розовой воды, эфирного масла, воска. Это сочетание, как ни удивительно, в наше время пользуется такой же популярностью, как и в те далекие века, и находится на вооружении известнейших косметических фирм. Существует и множество других его препаратов, которые сейчас находят применение и называются «галеновым». Кроме массажных в банях были помещения для спортивных игр, тренировочных занятий. Порядок их посещения свободные римляне выбирали для себя сами. Некоторые, скинув одежды, торопились к сухому пару, а затем обливались в моечном и приступали к процедурам по умащению своего тела. Другие подолгу парились с горячим и влажным паром и отдавали себя на «растерзание» массажистам.Кстати, в термах действовали и такие «специалисты», как вырыватели волос из тела, совершавшие эту экзекуцию абсолютно безболезненно для «пациента». Те же из пришедших в термы, кто не имел намерения в этот день подвергать свое тело длительным тепловым процедурам, могли играть в мяч или заняться совершенствованием искусства фехтования. Об этом есть интересное свидетельство Сенеки, чье письмо дошло до нас через тысячелетия: «Представьте себе те неприятные для уха человека звуки, которые производит человеческая глотка в бане. Когда силачи занимаются фехтованием, я слышу, как они, усталые, охают. Но вот появляется игрок в мяч и начинает считать удары об пол — тогда окончательно прощай мое спокойствие». Очевидно, известный философ не был горячим приверженцем спортивных игр, по крайне мере в том возрасте, когда писал это письмо. Или же он, расслабленный после многочисленных заходов в парную, лежал, отдыхая, в прохладном бассейне, и тут его покой потревожили эти звуки, помешавшие почетному сенатору обдумывать одно из своих произведений. Термы для римлян в полном смысле слова являлись общественными учреждениями. Здесь знаменитые и еще никому не известные поэты читали свои стихи; разгорались споры по вопросам, определяющим судьбу государства. Поход в баню означал нечто вроде современного похода в ресторан или кафе для одних, на тренировку — для других, в клуб — для третьих, в массажный салон — для четвертых. Время дня, когда открывались термы, наполнялось предвкушением праздника. Гремели барабаны, и люди спешили в этот своеобразный храм. Закрывались термы поздно ночью, когда усталость валила посетителей с ног и следовало идти домой. Обслуживали термы тысячи рабов и прислужников. Были истопники, которые следили, чтобы огонь не затухал, и поддерживали необходимую температуру в помещениях, были массажисты и их помощники, натирающие тела моющихся лебяжьим пухом, были мозолисты, которые приводили ступни римлян в идеальный порядок, так как те ходили в открытых сандалиях. По правилам этикета считалось, что ноги должны быть так ухожены и мягки, как и руки. И наконец, неисчисляемая рать всех тех, кто поддерживал эти огромные помещения, занимающие по площади целые города, в чистоте и порядке. Заканчивая разговор о римских термах, хотелось бы напоследок уточнить, в чем особенность этих помещений, чем они отличаются от бань других стран и народов. Не говоря особо о роскоши, являющейся одним из главных элементов всей римской культуры, это, во-первых, размеры терм. Во-вторых, привлекательна возможность выбора между сухим и влажным паром, а также между большим разнообразием банных занятий.Ну, а в-третьих, следует особо остановиться на способе подаче пара через специальные отверстия в полу. Исходя из таких предпосылок, легко предугадать, что у пола температура была намного выше, чем, скажем, на уровне человеческого лица. Тут идет прямое противоречие с нашими русскими банями, когда жар обжигает тем сильнее, чем ближе он к потолку(кстати, видел натяжной потолок в Казани с текстурой дерева, отличное решение для предбанника и бассейна). Сам способ подачи пара исключает возможность изменения температуры и влажности, что так легко сделать в русской баньке, плеснув на раскаленную каменку воды. Исключается возможность «разнообразить» пар, добавляя в воду для его поддавания всевозможные отвары трав, эликсиры и т.д. Словом, в римских термах исключилась возможность ингаляции легких и верхних дыхательных путей, в чем можно усмотреть своеобразный минус. И, наконец, отделка. Мраморные плиты, мозаика, росписи — это, конечно, очень красиво, но вот комфортно ли было париться в таких «каменных мешках» — это еще вопрос. Да к тому же на каменных скамьях. Это, конечно, дело привычки, но нам кажется, любой русский мужичонка наотрез отказался бы от такого «ложа», предпочтя ему деревянную лавку. Но, как говорится, все познается в сравнении, и поэтому перейдем, к знакомству с другим типом бани — восточной. |
|
|||||