![]() |
||||||
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА БАНЯ РУССКАЯЭто мнение, на наш взгляд, не совсем правильное. Если бы речь шла только о мытье в бане, как это понимают сейчас, с мочалкой и мылом, чтобы смыть верхний слой грязи с кожи, не стали бы наши предки строить специальные мыльни, парильни и прочие сооружения подобного рода; не предписывали бы специальными указами обязательное посещение бань «всякому люду, разного чина и сословия», не разрабатывали бы в тонкостях режимы парения, отдыха, принятия контрастных процедур, пользования разными банными атрибутами. Все не так просто, и предыдущие поколения были не настолько глупее своих потомков, чтобы можно было напрочь отринуть все их находки, изобретения и традиции. «Мы наш, мы новый мир построим...», — все это, конечно, привлекательно, но новое здание частенько строят на старом фундаменте, который оказывается настолько прочным, что выдерживает века, как и наливные промышленные полы. Однако обо всем по порядку. Как следует из названия, в главе речь пойдет об истории возникновения русской бани. С удовольствием расскажем о тех давних временах, «когда еще и прадед нашего прадеда не жил на белом свете». Стоит начать с тех дней, когда человек только-только встал с четверенек и научился добывать огонь. Так вот, как это ни удивительно для современника, но уже в то время человек знал о целительном воздействии горячего пара. И это не голословное утверждение. Археологи нашли на стоянках первобытного человека неопровержимые свидетельства того, что камни очагов неоднократно подвергали охлаждению с помощью воды. Полученный этим примитивным образом пар служил для обогрева, а также лечения первобытных людей. Нередко в воду подмешивали и травы, и наши предки старались напитать свои тела этим ароматным паром. Считалось, что такой пар изгоняет злых духов, которые насылают болезни, — и действительно, многие больные и раненые охотники выздоравливали от такой процедуры. Вы, наверное, помните высказывание знаменитого русского поэта А. Блока: «Да, скифы мы, да, азиаты мы...» А знаете ли вы, что у скифов уже существовали прообразы современной бани? Описание их сохранили для нас сочинения древнегреческого историка Геродота. Из них можно понять, что у скифов бани представляли собой некое подобие юрты, в которой три длинные жерди наклоняли друг к другу верхними концами, а на них натягивали войлок. Посередине «бани» ставили огромный чан, до половины наполненный горячей водой, а в него бросали раскаленные камни. На камни сыпали семена конопли. И поднимался такой сильный и душистый пар, какого, по мнению Геродота, «...никогда не бывало в греческой паровой бане».Неоднократно в древних восточнославянских мифах, а также в летописях упоминалась русская баня. В них же есть упоминания, что баней пользовались древнеславянские боги, черпая там свою волшебную силу; и даже происхождение человека, по представлениям древних русичей, тесно связано с баней. Отрывок из одной летописи мы можем здесь представить. Датируется она V—VI вв., называется «Повесть временных лет» и написана тогда, когда у древних славян еще не было городов. В ней идет речь о путешествии апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород: «...бани древены, и пережгуть их рамяно, и совлокуться, и будут нази, и облекуться квасом усьнияным, и возьмут се прутье молодое и бьют ся сами и того ся добьют едва слезут, живи, и облеються водою студеною, и тако оживут, и то творят во все дни, и то творят себе мовенье, а не мученье». Не правда ли, даже сквозь не совсем понятные древнеславянские слова ощущается огромное удивление автора такому способу «мовенья»! Вот еще один документ: когда в 907 г. Русь посылала своих послов в Византию, одним из условий приема было: «И да творят им мовь елико хотят». Это означало, что русичам дозволялось вволю пользоваться константинопольскими банями (в следующей главе расскажем о них подробнее).Как уже известно, парные бани появились в ра шых странах почти одновременно, и даже неизвестно, кто у кого перенимал опыт. Тем более что в результате бани разных народов оказались такими своеобразными по способам мытья, отделке, температуре пара... Например, сохранилось интересное свидетельство, что монахи, обитавшие в Печерском монастыре, задумали построить бани по принципу древнегреческих и с соблюдением лечебных процедур, которые были приняты в Греции. Такие бани стали называться заведениями «для немогущих» и это название отразилось в Уставе великого князя Владимира в 966 г. Немного позже, в 1091 г., по тому же принципу в Перяславле епископ Ефрем добился постройки «греческих» лечебных бань, в которых самолично «пользовал» страждущих. |
|
|||||
![]() | ||||||
![]() |